Неблагоприятный отбор (англ. adverse selection) — рыночная ситуация, при которой из-за разной осведомлённости участников сделки в выигрыше оказываются самые недобросовестные. В результате рынок заполняют некачественные продукты.

Проще говоря, неблагоприятный отбор — это отбор худших.

В ситуации, когда одна из сторон сделки знает какую-либо информацию, способную снизить цену товара, но умалчивает о ней, другой стороне сделки приходится действовать наугад и зачастую приобретать худший товар по завышенной цене. При этом чуть более дорогой, но гораздо более качественный товар не будет пользоваться спросом. Постепенно более честные участники рынка покидают его и рынок заполняют худшие представители.

Впервые механизм такого отбора описал американский экономист Джордж Акерлоф на примере рынка подержанных машин. Торговцы машинами владеют информацией о реальном состоянии авто в гораздо большей степени, чем покупатели. Хорошие машины на сленге называются «сливами», плохие — «лимонами».

Большинство покупателей подержанных машин разбираются в них хуже продавцов и не могут отличить «сливы» от «лимонов». При этом они готовы заплатить «среднюю цену» за автомобиль нормального качества. Поэтому торговцы могут ставить завышенную цену на «лимон», в то время как действительно хорошие по соотношению цена/качество машины покупатели почти не берут из-за более высокой цены. Так торговля «сливами» становится нерентабельной и продавцы перестают торговать хорошими машинами.

Явление, когда одна из сторон знает о предмете сделки или её условиях больше, чем другая, называется «асимметричность информации».

Пример употребления

«Фактически биржи медицинского страхования не работают без предписаний и субсидий. Без них спрос становится недостаточным, а неблагоприятный отборчрезмерно увеличивается».

(Профессор Массачусетского технологического института Джонатан Грубер — об идее отменить федеральный закон США Obamacare, который предусматривал субсидии на покупку медстраховки.)

Нюансы

Механизм неблагоприятного отбора работает на многих рынках. При этом скрывать информацию могут разные стороны сделки.

Например, неблагоприятный отбор на страховом рынке заключается в том, что спрос на тот или иной вид страхования выше у той группы лиц, которая находится в группе риска. Курильщики больше заинтересованы в страховке от рака лёгких, чем некурящие. Но большое число курильщиков, купивших страховку, увеличивает число страховых случаев. Поэтому для того, чтобы не нести убытки, страховщики повышают стоимость страховки. И в итоге покупать её начинают только курильщики, которым выгодно умалчивать о своей вредной привычке.

Неблагоприятный отбор в сфере кредитования заключается в том, что добросовестные заёмщики склонны лучше оценивать риски и при повышенном проценте отказываются от кредита. А те, кто не собирается отдавать деньги обратно, готовы взять их под любые проценты; таким образом, они повышают риск для банка и заставляют его снова увеличивать ставку по кредиту.

Существует два основных способа борьбы с неблагоприятным отбором.

  • Подача сигнала — создание механизмов, которые сигнализируют о качестве товара или услуги. Сигналами можно считать документы об образовании, рейтинговую систему eBay, гарантию продавца на товар и т. д.

  • Скрининг — тщательная проверка от той стороны сделки, которая наименее осведомлена, например сторонней сервисной организацией, аудиторами и т. д.

Факт

За свою работу «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» Джордж Акерлоф получил Нобелевскую премию. При этом, несмотря на то что работу опубликовали в 1970 году, награду за неё экономист получил только в 2001 году. Современники экономиста считали работу тривиальной, а рецензенты назвали ошибочной и заявили, что если теория верна, то никакие качественные товары не получится продать никогда.

Статью проверил:

Николай Мрочковский, к. э. н., доцент РЭУ им Г. В. Плеханова

Источник: Перейти